И в продолжение темы:
Здравствуй!
Хотелось
бы прокомментировать такую вот весьма распространенную (особенно среди
сектантов и неофитов) манеру выискивать грехи (истинные ли, вымышленные
или кажущиеся) отдельных членов Церкви и приписывать их Церкви в целом:
что, мол, это за истинная церковь, когда в ней такое творится! Она
(манера) обусловлена простым недостатком знаний: ложным представлением о
критериях истинности церкви, незнанием православного учения о Церкви
Христовой плюс недопониманием главных забот христианина и основ духовной
жизни. Как видишь, проблема не так уж поверхностна, - наоборот, ее
решение переплетается сразу с несколькими вопросами. Но попытаюсь
ответить попроще и покороче.
Почему
мне неинтересно обсуждать подобные разоблачения? Почему они меня не
впечатляют? Все очень просто. Если это клевета, то зачем обращать на нее
внимание? Иоанна Крестителя и Самого Христа тоже, помнится, очень
авторитетные лица обвиняли в одержимости бесами и дружбе с мытарями и
грешниками – ну и что?
Второй
вариант: было дело, согрешил человек. Слава Богу, люди – не бесы, могут
покаяться и исправиться. (Ты мне сам приводил классический пример с
Савлом.) Как, впрочем, и скатиться по наклонной. Потому Бог и говорит:
„В чем застану, в том и сужу". Православию чужда так свойственная
протестантам уверенность в гарантированном спасении. Нам ближе слова
апостола: „со страхом проводите время странствования вашего", „если
праведник едва спасается, то нечестивый где явится?", „как бы нам и
одетыми не оказаться нагими" и др.
Как
верно замечал один из церковных учителей (цитирую близко к тексту): „Ты
видел грех его, а покаяния не видал. И в то время, как Бог простил его и
очистил, ты сам продолжаешь грешить, осуждая брата." Мы не боготворим
патриарха, как католики Папу, поэтому его грехи (тем более прошлые),
как-то не повергают нас в ужас. Да, по должности он занимает высокое
положение, но по благодати священства не отличается от любого другого
епископа. Так же, как бруклинские руководители вашей корпорации ничуть
не святее местных старейшин. А что до самого звания „святейший" – так
это не значит „безгрешный" или „праведник". Это чисто библейская
традиция: верующие называются в Писании „святыми" (ибо призваны к
святости, по подобию Бога), а пастырям „должно оказывать сугубую честь"
(1Тим. 5:17), отсюда и подобные духовные звания.
Кстати,
написано: "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или
трех свидетелях" (1Тим.5:19). Реальная оценка объективности получаемой
нами информации невозможна (не проверишь же каждую новость лично): мы
вынуждены определять степень достоверности информации только по степени
нашего личного доверия к ее источнику. Услышал что-либо от бабки на
базаре – это чушь! А вот если в новостях передали – о!... А уж
интернет-то – рассадник чего угодно куда круче ТВ. По телевизору
сенсацию прокричали разок – все, черед следующей. А в инете ссылки живут
годами, взаимно перекрещиваются, создавая видимость обилия информации, а
запустить их может кто угодно... Вообще, страшное изобретение, конечно,
неконтролируемое и вездесущее. Мощнейший инструмент для промывания
мозгов в мировых масштабах. Впрочем, явная глобализация власти плюс
тотальный контроль не удивляют читавших Апокалипсис...
О
чем это бишь я? Да, так как же относиться к грехам братьев во Христе?
Стоит поставить перед собой вопрос: как грехи отдельных членов Церкви (и
священноначалия в том числе) влияют на смысл учения Христа или значение
Его жертвы? Никак. Препятствуют ли они моему личному спасению? Ничуть.
Мешают ли они мне лично общаться с Богом? Ну, разве только, если я
проявляю к ним нездоровый интерес и увлекаюсь сплетнями. Что мне по
этому поводу говорит Библия?
"Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов"
"Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам
„Не судите, да не судимы будете"
„Любовь долготерпит, милосердствует... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... никогда не перестает"
"Чти отца твоего и мать твою и будешь долголетен на земле" (духовные отцы тоже относятся к этой категории)
Можно
вспомнить и троих сыновей Ноя. Хам высмеял грех отца и был проклят. Сим
и Иафет покрыли наготу отца своего и было благословенно семя их...
Если уж совсем явные грехи (но не такие, чтобы из сана извергать) – то "Итак, всё, что они велят вам соблюдать - соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают."
Не
стоит искать совершенства в земной церкви – не найдешь. И
первоапостольские общины были несовершенны нравственно – об этом много
говорится в посланиях. Каждому члену Церкви прежде всего необходимо
заниматься устройством своей души, ведь не зря Христос подчеркивал:
"Царство Божие внутрь вас есть".
Все
эти рассуждения вовсе не ведут к тому, что каждый может грешить, а на
критику огрызаться: „А вы меня не судите, да не судимы будете". По
отношению к другим мы должны быть снисходительны, покрывая грехи их
любовью, по апостольскому слову. А к себе – максимально требовательны,
чтобы не оправдывать слов ап. Павла „Ради вас имя Божие хулится у
язычников" или слов Господа „Горе тому человеку, через которого соблазн
приходит", а тем более – грозного „а кто соблазнит одного из малых
сих..."
Прости, сегодня цитирую Писание без ссылок – нет времени перелопачивать Евангелие, пишу по памяти.
Счастливо!
12.03.07
|