Мой сайт

Вторник, 07.05.2024, 21:10

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » ПРАВОСЛАВИЕ

Моя переписка со свидетелем Иеговы - часть 12

О крови, священниках и языке


      Привет, Сергей!
       Сегодня я пишу письмо, пока дочка спит днем, так что надеюсь быть менее нервозной (хорошо, хоть не «стервозной»! :) ) и более доброжелательной. Ты это… прости, если что…

     А теперь пример: предположим, что врач предписал тебе воздерживаться от алкоголя. Означает ли это, что , хотя алкоголь нельзя пить, его можно вводить в вену? Конечно, нет!

       Честно говоря, пример избитый, но меня повеселил. Знаешь, а ведь иногда введение алкоголя в вену – прекрасное врачебное средство для поддержания ослабленного, истощенного организма. Глюкозы много не введешь (а диабетику – вообще нельзя), альбумин тоже еще усвоить нужно, а спирт легко расщепляется и дает много необходимой энергии. А ингаляция паров спирта – лучший способ спасти жизнь при отеке легких. Неужели лечение с применением спирта и алкоголизм – одно и то же? Но это я просто так, к слову. Кстати, обо мне. Я, как видно из энциклопедических медицинских знаний, (шутка) – врач. Точнее – врач-стоматолог. Еще точнее - врач-стоматолог в отпуске по уходу за ребенком. Моей дочке Настеньке 2 года. На работу выходить абсолютно не хочется! Что еще? Мне 29 лет (а тебе, как видно по адресу, 36?), живу я в Одессе. Вероисповедание – православная

    «Теперь о другом. Не обижайся, но мне противно смотреть на литургии священников по поводу каких-либо праздников. Вся эта помпезность,  это целование рук патриархам, церемонии, обряды, золоченые одежды, кресты на все пузо. Когда читаешь 23-ю главу от Матфея, то невольно представляются православные священники. Рекомендую прочитать ее и тебе. Довольно трудно представить Иисуса и апостолов в таких одеждах и обрядах. Иисус показал своим примером какое служение должно быть - он ходил по городам и проповедовал. Он делал это постоянно и искренне .  В собрании Свидетелей Иеговы ни старейшинам, ни миссионерам, никому не кланяются и руки не целуют, потому что все мы - братья ( Матфея 23:8). У нас здоровое общение на равных. И к чему все эти титулы - патриарх, архимандрит, владыко?  Все эти возвышенные названия только отдаляют их от людей.»


       «Вся эта помпезность», красота храмов и священнических одежд, торжественность богослужения – естественное выражение любви к Богу, страха Божия, преклонения перед Богом. Все знаки почитания, оказываемые священникам, относятся не к ним лично, а к Богу, на ближайшее служение Которому они поставлены Церковью. Когда-то (вот не помню, у кого, - кого-то из пастырей Церкви) прочитала замечательное сравнение. Автор (сам священник) говорит, что было бы смешно иереям принимать на свой счет все эти выражения почитания. Это как если бы ослица, на которой Христос въезжал в Иерусалим, гордилась бы тем, что ей под ноги бросают цветы и постилают одежды. Разве это ее приветствовали? Конечно, нет! Во всех таинствах Церкви невидимым их совершителем является Сам Бог, а священник лишь говорит соответствующие слова и совершает действия. Господь действует через человека, и оказывая почтение священному сану, мы через человека преклоняемся перед Богом. Священник (даже недостойный, а уж достойный – в большей мере) облечен особой благодатью. «Через возложение рук апостольских подается Дух Святый» (Деяния 8:18) А рукоположение священников от апостолов до наших дней, слава Богу, не прерывалось в Православной Церкви никогда.Иерархическое устройство Церкви тоже абсолютно естественно. Сам человек устроен иерархически, так что одно в нем подчинено другому (скажем, тело – душе, а инстинкты - сознанию). Да и в теле выделяют ряд систем органов, служащих одной цели (питанию, дыханию и др.) и взаимоподчиненных: от «центра управления» в мозге через нервные пути – до мельчайших клеток – «исполнителей». Значит ли это, что мелкие клетки унижаемы мозгом, а мозг – отдален от клеток? Все взаимосвязано и взаимозависимо, просто все находятся на своих местах, выполняя разные функции. Ваша организация тоже строится по иерархическому принципу.Что же до оказания чести священноначалию, то об этом апостол Павел пишет однозначно:  «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17)
«Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (Фес. 5:12-13)
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекуться о душах ваших» (Евр. 13:17)

       И по поводу права питаться от алтаря: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?... Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:11-14, Числ. 18:13)       
     А недоумение по поводу «церемоний и обрядов», а также одеяний служителей алтаря и вовсе непонятно. Разве это нечто, чуждое Библии? Не буду приводить многочисленные и подробные описания одежд Аарона и др. священников, а также обрядов и правил, как дОлжно приносить те или иные жертвы. И скиния, и храм Соломона были совсем не соломенными шалашами, а очень даже «помпезно» и богато украшенными. Разве с пришествием Христа исчезло священство? Нет. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14) Что же удивительного, что новозаветные священники облечены в особые одеяния (кстати, наполненные до мельчайших деталей символикой. Есть и «потомок» ефода, и первосвященнический жезл, и опоясание, и даже ангельские крылья у диаконов…)
       
     Что же до наименований пастырей Церкви, то они даются по принципу того самого «оказания сугубой чести». Все христиане называются в Писании святыми (Рим. 1:7; 8:27; 15:25. Иуд. 1:3. 2Кор. 1:1. Еф. 1:1), освященными (Деян. 20:32), блаженными (Матф. 13:16. Лк. 11:28, 12:37. Ин. 13:17, 20:29. Рим.4:6Откр.14:13. 19:9. 22:14). Потому епископы именуются титулами «святейший, высокопреосвященнейший, блаженнейший». Вообще, подобные наименования (и всем верным в том числе) – это не лесть, а наоборот – призыв к тому, какими мы должны быть, к чему стремиться.


     "Довольно трудно представить Иисуса и апостолов в таких одеждах и обрядах. Иисус показал своим примером какое служение должно быть - он ходил по городам и проповедовал. Он делал это постоянно и искренне"

       Да, главным делом апостолов были миссионерские путешествия. Но разве они просто бродили по свету, «куда глаза глядят», хаотично? Нет, они основывали христианские общины, из которых выростала Церковь, а ее апостол называет Телом Христовым, а также «столпом и утверждением истины». (Кстати, заметь, - не Писание даже, хоть и назвал его «богодухновенным и истинным», а именно Церковь. Сам же Господь обещал быть со Своей Церковью, которую «врата адовы не одолеют», причем «до скончания века». А Святой Дух Божий должен ее «наставлять на всякую истину».  Неужели ложны слова Христа? А вы все – «искажения, искажения»…) Так вот, идя далее на проповедь, апостолы не оставляли новорожденную общину на произвол судьбы, а рукополагали епископов (пресвитеров) для управления ею, назидания, разъяснения преподанного учения и вообще для решения всех духовных и материальных вопросов. И сейчас священники по-прежнему остаются «домостроителями тайн Божиих» (Кор. 4:1)        Раз уж зашла речь о Церкви, то хочу заметить, что Церковь называется святой не потому, что ее члены – непорочные праведники: было бы ложью утверждать столь очевидную глупость. Церковь свята, потому что свят Христос – глава Тела, потому что свят Дух Божий, обитающий в Церкви, подающий ей благодать и наставляющий на всякую истину. Мы же, христиане, принадлежим Церкви в той степени, в какой уподобляемся Христу. Мы постоянно отсекаем себя от истинной Церкви (невидимой) своими грехами и подчинением страстям и похотям.  Однако у нас всегда есть возможность вернуться – через таинства покаяния и причащения (потому и в молитве священника перед исповедью есть просьба к Богу примирить и соединить кающихся со святой Церковью). Ну и, конечно, церковный этикет – одно из средств приобретения смирения. А это – основная цель духовной жизни. Не буду углубляться в православную аскетику, скажу в двух словах. Страсти, действующие в душе и подчиняющие себе человека, отделяют его от Бога. Одно из главных страстей – гордость. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Приобретая смирение, мы уподобляемся Христу, сказавшему: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» Церковный этикет – прекрасная тренировка взаимного смирения: миряне часто просят прощения и молитв друг у друга (с поклоном), целуют руку иерея; священник ежедневно на литургии испрашивает прощения у предстоящих прихожан (перед принесением бескровной жертвы), а в канун Прощеного воскресенья на коленях, с земным поклоном перечисляет свои прегрешения перед паствой и опять же просит прощения. Правящие архиереи (митрополиты, патриархи), кроме того, омывают ноги сослужащим пресвитерам (в Великий Четверг, по примеру Спасителя)… Конечно, наблюдая со стороны лишь внешние проявления духовной жизни, не борясь со страстями, - можно превратно понимать многие вещи, преломляя их через собственную систему ценностей и понятий.

         «Для чего читают молитвы и поют на старославянском языке? Чтобы показаться более святыми? Я уверен, что большинство людей вообще не понимают что происходит во время этих мероприятий, но вслед за "бывалыми" , не напрягая мозги, отбивают поклоны и руками кресты нарезают.»

        О, типичнейший упрек нецерковных людей! (в том числе неофитов)       
      Вопрос о значении церковно-славянского языка многогранный и многоуровневый. Если попытаться ответить на бытовом, так сказать, уровне, не вдаваясь глубоко в метафизику, то можно привести несколько соображений по поводу целесообразности богослужения на этом языке:


     1) Он придает большую торжественность тексту. Заметь, даже в Синодальном переводе, претендующем на современный русский язык, используется очень много устаревших слов и выражений. И они делают текст намного возвышеннее. Вот, к примеру, начало Нагорной проповеди (Мф.5:1-3): «Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом…»
       Ну разве это современный язык? А как по-современному: «…и, открыв свой рот, учил их»? Можно, конечно, использовать только современные выражения (кажется, перевод НМ таков и есть?), но это как-то принижает Писание, уплощает его. Еще М.В. Ломоносов писал, что идеи горнего порядка должны выражаться и языком горним, возвышенным, а о вещах житейской суеты следует говорить языком дольним.«Речь церковно-славянская возбуждает в русских некоторое благоговение уже самыми своими звуками, хотя понятными, но отличными от ежедневного говора, составляет приличное дополнение торжественности нашей церковной службы» (Буслаев. Истор. граммат. I, § 17).
       2) Многие слова и выражения славянского языка значительно глубже передают обозначаемые ими идеи, их смысл шире, чем у соответствующих современных слов.
       3) Единый язык богослужения объединяет Православные Церкви разных стран.
       Ради того же братского единения мы пользуемся и греческим языком в ряде богослужебных моментов. Напоминает о всемирном характере евангельской проповеди и чтение на Пасху первой главы Евангелия от Иоанна на разных языках (помнится, наш настоятель читал на славянском, русском, украинском, греческом, английском, французском, испанском – не помню, может, и еще на каком-то)

       4) Этот язык – живая традиция, он дает ощущение непрерывности церковной жизни, объединяет нас с предшествующими поколениями христиан. Ведь теми же словами молились наши предки в течение тысячелетия…

       5) Церковно-славянский язык более емкий и мелодичный, он служит одним из средств, делающих богослужение гармоничным. Я уже упоминала о Нагорной проповеди. Данные Христом заповеди блаженства ежедневно поют за Литургией. Действительно, легко петь: «Блаженни нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» (не такой уж и непонятный текст). Я не читала перевод НМ, но случайно встретила цитату из него как раз отсюда: «Счастливы осознающие свои духовные потребности, потому что им принадлежит небесное царство.» (Мф, 5:3) Неужели не режет слух корявость и сухость текста? Исчезает возвышенная поэтика странствующего Проповедника, звучит, как параграф из учебника…
       6) Церковно-славянский язык нельзя назвать мертвым (это ж не католические мессы на латыни!), он, как и русский, образовался из старославянского, переплетается с современным русским довольно тесно, и вовсе не является чем-то чуждым для русского человека. «Почти все корни слов и их значения общи у церковно-славянского языка с русским. В этом легко убедиться всякому, кто обратился бы с этой целью к богослужебным книгам. С другой стороны, если мы обратимся к литературному русскому языку, то увидим также, что литературный русский язык представляет неразделимое сочетание элементов русского наречия с элементами церковно-славянскими. «Говорить о русском языке, как о языке отдельном от церковно-славянского, — никак нельзя» (Буслаев. Ист. граммат., § 17). Наша современная прозаическая речь буквально пересыпана корнями и формами церковно-славянских слов, например: млекопитающее, млечный путь, прохлада, прозрачный, древесина, древесный, животное. Все эти слова взяты из церковно-славянских: млеко, древо, хлад, зрак, живот.Является ли церковно-славянский язык мертвым, на котором не подобает служить Живому Богу? — Нет. Говорят, что церковно-славянский язык должен считаться мертвым потому, что нет ни одного народа, который говорил бы на нем.

    Действительно, на нем не говорит ни один славянский народ, но зато на нём все многомиллионное славянство говорит с Богом, молится, а молитва есть живое общение человека с Богом... Поэтому никак нельзя назвать церковно-славянский язык мертвым. Воздыхание и слезы, которые исторгают слова этого языка из души человека, свидетельствуют о жизни языка, а не о его смерти. Каждый из нас знает, какое действие производят на падшую душу человеческую церковно-славянские слова: «душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается и имаши смутитися».

    Песнопения Страстной седмицы и Пасхи не звучат ли для нас необыкновенной силой мысли и чувства?      Определяя жизнь или смерть языка, надо не забывать, что слово есть выражение мысли. Без идеи слово — пустое звучание.- Если церковно-славянский язык вызывает мысли, будит чувства, значит он живет, а мы уже знаем на опыте, что он и вызывает мысли и будит чувства.

     Нечего указывать, что в церковно-славянском языке много непонятных слов. Непонятных слов и выражений сколько угодно и в современном русском языке, недаром в одном из современных нам журналов заведен отдел: «Почему мы так говорим? например: «турусы на колесах», «бить баклуши», «разорить до тла», «попасть впросак», «нести ахинею» и т. д.

     И современную речь и книгу каждый из нас понимает в меру своего развития и образования. Недаром для изучения доклада или речи устраиваются кружки, где эта речь прорабатывается для полного усвоения содержания слушателями.»Парийский Л. О церковно-славянском языке в русском православном богослужении // ЖМП, №6, 1946. – С.54-58  Конец цитаты.      

«Я уверен, что большинство людей вообще не понимают что происходит во время этих мероприятий, но вслед за "бывалыми" , не напрягая мозги, отбивают поклоны и руками кресты нарезают.»


       Из практического опыта могу сказать, что мнение о непонятности богослужебного языка и тупости православных прихожан сильно преувеличено. На самом деле в процессе воцерковления проблема языка отпадает очень быстро.   Достаточно несколько раз постоять на службе с книжечкой, содержащей текст богослужения (а заодно и пояснения всех символических моментов) – да можно и без нее, просто внимательно слушать – разбирать слова начинаешь сразу, понимать – постепенно, а раз так через 5-6 необходимость в книжечке отпадает, ибо канву службы знаешь уже наизусть.  А по мере ведения духовной жизни вскоре приходишь к пониманию значения этого удивительного языка, и он обретает для тебя все большую ценность. Знаешь, отрицательный опыт всегда ущербнее положительного. Если кто-то не чувствует пользы от молитвы или еще чего-либо, то это не повод все отменять. Атеисты с тех же позиций отрицают бытие Бога. Они, видишь ли, в космос летали, а Бога там не видели. Наш талантливый хирург и архиепископ Войно-Ясенецкий на это как-то возразил, что делал много трепанаций черепа, но не видел ни ума, ни совести…      
     Ну, ладно, хватит на сегодня.   Надеюсь, я более-менее ясно выражаю свои мысли. А то у меня есть склонность к сумбурному, хаотичному изложению, нехорошо… Неприятно быть «собакой, которая все понимает, а сказать не может». Прости меня, если что не так, и спасибо за то, что уделяешь мне время! Пиши!
Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: Талочка (22.12.2011)
Просмотров: 774 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Талочка  
0
Слушай, попробовала "тыкнуть". Всё в порядке. wink
Дискуссия ого-го. Ты внизу глянь, тут же не одна страница-то. Это вообще ведь не начало дискуссии.

1 oksana  
0
Привет, Наташа! Это конец дискуссии или будет продолжение?
Кстати, ссылка на этот сайт с Диаклуба неправильно записана, попробуй сама на нее тыкни...

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0