Мой сайт

Воскресенье, 19.05.2024, 18:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » ПРАВОСЛАВИЕ

Моя переписка со свидетелем Иеговы - часть 4
     30 января выслала оппоненту следующее письмо:     

 Здравствуй, Сергей!    

      Сегодня я хотела бы коснуться православного взгляда на икону. Вопрос многогранный и многоуровневый, так что обо всем и не расскажешь. Главная моя цель - показать беспочвенность обвинения в идолопоклонстве. Уверена, оно вырастает из простого незнания православного учения об иконопочитании, а взгляд со стороны всегда дает поверхностное представление. Я уже как-то упоминала, что внешние аналогии (схожесть икон и идолов, например) обманчивы. Чтобы понять, как православные относятся к иконе, нужно спросить у них, а не делать поспешных выводов. Сожалею, что вам внушают массу... хм... неточных сведений о Православии. Я вполне согласна с твоим определением идолопоклонства, как поклонения твари вместо Творца. (Кстати, спасибо за свежие цитаты, а то большинство оппонентов ограничиваются второй заповедью). Правда, непонятно, как это может относиться к иконе. Позволь расшифровать твою (и свою заодно) мысль.        

  1. Вариант первый: истинное идолопоклонство. Неужто ты думаешь, будто православные, поклоняющиеся единому истинному Богу, Творцу и Вседержителю Вселенной, считают, что Бог этот - квадратная деревяшка, раскрашенная масляной краской? Уверена, что ты не мог иметь в виду столь примитивную идею. Если приятель покажет тебе фотографию девушки и сообщит: "Это Маша. Я ее люблю, и скоро мы поженимся",- ты наверняка не начнешь хохотать: "Ну и простак: влюбился в бумажку! Да как же ты сможешь на ней жениться?" Православные люди тоже не совсем уж умственно отсталые и отличают объект от его изображения. Между тем, язычник поклоняется именно деревянной чурке, поливая ее маслом и надеясь, что она (или добрый дух, живущий в ней) пошлет за это урожай на хозяйский огород. (Ис.44:17, Иер.2:26-28) Мы вовсе не считаем, что в деревяшке живет (или временно вселяется) Вездесущий Бог. И уж тем более не поклоняемся "духу дерева". Есть, конечно, другой вариант язычества: изображение ложных богов. Так, эллины поклонялись Зевсу, а не собственно его статуям, но были, тем не менее, язычниками. Какому Богу мы поклоняемся, тебе прекрасно известно: тому же Иегове, что и вы (даже не принципиально сейчас, в Троице или нет), а не Ваалу или Астарте.     

   2. Значит, проблема-то лежит глубже: это не обвинение в поклонении "иным богам", - нет их у нас, - а сомнение в правомочности использования изображений "правоверными" людьми. Итак, попробую озвучить, что ты имел в виду, а ты скажи, правильно ли я поняла.     Возможно ли поклонение истинному Богу с использованием каких-либо изображений? Возможно ли, в принципе, изобразить вездесущего невидимого чистого Духа, каким является Бог (или вообще какие-либо духовные реалии)? Можно ли считать изображения священными и оказывать перед ними знаки почитания? Приемлет ли Бог такую практику?

       3. Важно не наличие предметов, изображений и пр., а отношение к ним. Предмет, уводящий от истинного Бога - идол, "мерзость языческая", а приводящий к Нему (хотя бы просто напоминанием) - "святыня великая". Кстати, можно быть идолопоклонником и без всяких изображений, так у любящих обжираться "их бог - чрево", у сребролюбцев бог - деньги и так со всеми страстями.    
    Бог разгневался на евреев, выливших золотого тельца, ибо "Они обратились сердцами своими к Египту... и принесли жертву идолу" (Деян. 7,39;41) и "променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте" (Пс. 105,20-21). Но тот же Бог, запретивший всякие изображения, повелевает создавать их именно в местах для молитвы, принесения жертв и вообще богообщения - в скинии и храме (если бы любые рисунки были идолами, это было бы непонятно и противоречиво). "И сказал Господь Моисею, говоря: и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов" (Исх. 25.18-20). Также Соломон сделал множество изображений херувимов на стенах иерусалимского храма: "На всех стенах храма, во внутренней и наружной комнате, он сделал резные изображения херувимов, пальмовых деревьев и распустившихся цветов" (3Цар. 6:29). Пророк Иезекииль видит в видении второй иерусалимский храм таким: "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41:17-19). Ковчег завета также был просто предметом (чуть не написала "из плоти и крови"), но перед ним приносили всесожжения (3 Ц. 3:15), воспевали (Пс. 137:1-2), кадили (Исх. 40:26-27), возжигали лампады (37:17-23). Жертвенник стоял перед завесою с рисунками херувимов. (Исх. 30:1, 6-8). Ковчег даже именовался Господом (Чис. 10:35-36, 2Ц. 6:14). Медный змей - тоже изображение, притом гада ползучего (Чис. 21:8-9).       

   4. Итак, само создание изображений и применение их в практике богослужения санкционировано Богом. Во-первых, Сам Бог повелевает (с четким детальным описанием) их делать, во-вторых, участвует в их создании, освящая их ("исполнил Веселеила Духом Своим" (Исх. 31,1-11), "возьми елея помазания и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята" (Исх. 40,9)), в-третьих, через них или в их присутствии творит чудеса: после окончания строительства храма Бог так наполнил его Своим присутствием, что священники не могли: "стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень" (3Цар. 8:11), Бог говорил с Моисеем: "Я буду открываться тебе и говорить с тобою... посреди двух херувимов" (Исх. 25,22), змей спасал от верной смерти: "сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив" (Числ. 21,8). (Ведь люди-то не змее молились, и не на нее надеялись, а на Бога!). Вот, кстати, пример того, как можно обожествить священное изображение, впав в идолопоклонство: когда евреи начали много лет спустя кланяться змею, как божеству, называя его Нехуштаном, он был вполне оправдано истреблён благочестивым царем Езекием (4Цар.18,4). Истреблён не потому, что был почитаем, а потому, что стал обожествляем. Евреи наделили его божескими атрибутами, а, значит, "забыли Бога, Спасителя своего" (Пс. 105,21).     
  Другие чудеса от ковчега - в храме Дагона (1Ц. 5:1-12), при переходе Иордана (Нав.3:5), обнесении вокруг Иерихона (6:5-7) - тоже тебе известны. Бог нередко передает благодать видимым образом через предметы (мы еще к этому вернемся, если будем обсуждать почитание святых и в частности, их мощей).    

   5. Теперь вопрос о соответствии изображения на иконе духовной реальности. (Я сейчас намеренно не говорю об изображении святых, чтобы отдельно это обсудить.) Ведь "Бога не видел никто никогда", что же мы пытаемся изобразить? Икона, как и Библия, пишется символами, только не словесными, а художественными. Через Писание Бог открывается человеку частично: разве мы можем познать Его до конца? - нет, но кое-что приоткрывается через образы, сравнения, притчи, истории... короче говоря - символы. Пророки имели множество видений Бога и ангелов - что же они видели? Конечно, символы. Херувимы - невидимые духи, а не колеса с глазами или крылатые человеко-львы, не так ли? Между прочим, запрещается изображать на иконах Бога как бестелесного духа. Однако после новозаветных событий Бог стал изобразимым - по человечеству Христа. Христос был вполне видим и, соответственно, изобразим, как любой человек, но Он же "есть образ Бога невидимого" (2Кор. 4:4, Кол.1:15), "образ ипостаси Его" (Евр.1:3), и Сам говорит: "видевший Меня видел Отца" (Ин.14:9). Святой Дух изображается в виде голубя, потому что таким Его видел Иоанн Креститель. Многие иконы написаны по видениям пророков, т.е. описывают эти видения, только не словами.       

   6. Об оказании знаков почитания перед иконами.      

    Мы не поклоняемся изображению - это запрещено. И не изображаем Поклоняемого - это невозможно. Икона служит тем, что помогает нам усердней и чаще молиться Богу, а не самой иконе. К сожалению, люди смешивают порой два понятия: поклонение и почитание. Поклонение как посвящение жизни служению высшей силе подобает исключительно Богу. Но почитание, как выражение уважения и любви, вполне может быть оказано людям (прежде всего - образу Божию в них), и заповедь "Почитай отца и мать" тоже говорит не о божеском поклонении. Как же нам относиться к предметам, напоминающим о Боге, возводящим к Нему ум, побуждающим к молитве? В Библии есть много примеров почтительного поклонения тому, что не есть Бог во имя Самого Бога. Так Давид поёт: "поклоняюсь пред святым храмом Твоим" (Пс. 137:2). "Поклонюсь святому храму Твоему" (Пс.5:8). "Поднимаю руки к святому храму Твоему" (Пс.27:2). "Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131:7). Иисус Навин пал лицем своим пред ковчегом (Нав.7:6). Апостол Павел ходил в Иерусалим для поклонения (Деян.24:11) и молился в храме до исступления (22:17). "Иаков... поклонился на верх жезла своего" (Евр.11:21). И что же, все они согрешали? Нет. Это было поклонение Всевышнему пред образом, говорящим о Нём! Как это верно выразил Соломон в своей молитве о храме: "когда они (израильтяне) почувствуют бедствие в своём сердце и протянут свои руки к этому храму, Ты услышь с неба, с места Твоего обитания, и помилуй" (3Цар. 8:38-39).  
      Чем был ковчег для Израиля? Он был включён в культ поклонения истинному Богу и был не чем иным, как образом Бога, образом Его благодатного присутствия. "Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от Лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, Он говорил: возвратись Господи, к тысячам и тьмам Израилевым" (Числ. 10,35-36). А как отнестись к тому, что Давид "скакал из всей силы пред Господом" (2Цар. 6,14), т.е. пред ковчегом?
Зачем при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? (3Цар. 8,48; Дан. 6,10). Можно ведь молиться Богу "на всяком месте, в духе и истине". Моление пред образом обращено к Первообразу и приемлется Им. Именно это движение души, направленное к Богу, делает картину - иконой. Поэтому и воздавалось ковчегу Завета почтительное поклонение, что его присутствие устремляло сердце к Богу и порождало молитву. Что делает икону святыней? - наша молитва, пробуждаемая ею. Следовательно, святость иконы находится не в ней самой, а вне её - в душе молящегося пред ней. Когда икона отделена от молитвы, если пред нею не молятся, а лишь украшают интерьер, то нет в ней никакой пользы, а значит и святости. Равно и святость Библии заключается не в корках переплёта, а тех чувствах, которые она рождает в душе читающего её. Если Библия стоит на полке для украшения - нет в ней никакой пользы. Это - бумага и краски. Но когда найдётся душа внимающая - та же книга становится святыней. Библия становится святыней не потому, что она о чём то информирует, а потому что рождает благоговение и молитву к Богу. Так и икона служит нам для рождения тех же чувств. Еще раз хочу подчеркнуть, что мы молимся не иконе, а Богу - перед иконой. Целование иконы - телесное выражение духовной молитвы и любви к Богу. Когда влюбленный целует руку своей возлюбленной, он не выказывает любовь к пальцам и не думает, что в руке - вся личность любимой. Но как он может выразить любовь к душе, которую любит? Только словами? Каждый, кто любил и любит, знает, что душевное чувство требует и телесного выражения, и ничего плохого тут нет, просто человек - существо не чисто духовное, с этим ничего не поделаешь. Мы зависим от состояния своего тела, оно влияет на душу. Невозможно, к примеру, молиться в какой-то неприличной позе, правда? Это нам, а не Богу нужны коленопреклонения, воздевание рук и пр., они настраивают душу на разговор с Богом.     
      Наши мысли легко отвлекаются внешними впечатлениями и заботами, которые помогает отсечь икона. Она же не дает увлечься придумыванием, представлением Бога во время молитвы, что чревато обращением не к Богу, а к своему воображению.   

     Прости за многословность, ну не умею я лаконично изложить самую суть! Спасибо, что уделяешь время общению со мной. Кстати, у меня тут тоже есть пара вопросов, следующим письмом задам. До свидания!
Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: Талочка (22.12.2011)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0