Мой сайт

Воскресенье, 19.05.2024, 17:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » ПРАВОСЛАВИЕ

Моя переписка со свидетелем Иеговы - часть 5
Моё письмо от 12 февраля:

       Здравствуй, Сергей!

       Сегодня я затрону вопрос о посмертном состоянии души, т.к. он ключевой и пришлось бы к нему вернуться при обсуждении молитвы за умерших или почитания святых.
       Получила сегодня твое новое письмо. Обязательно отвечу, по порядку. Ты задал очень интересные и логичные вопросы, но на них одной фразой не ответишь (не хочется просто отмахнуться какой-то одной цитатой, а дать подборку цитат - не минутное дело), так что приходится быть последовательной. Я каждое письмо пишу несколько дней, понемножку, когда выкраиваю время. На сегодня приготовила такой разговор:

       Ты пишешь:
"учение о бессмертии души не является истинным.  В Библии много подтверждений того, что душа - это сам человек. В Библии слово "душа" относится не только к людям, но и к животным."

       Комментарий:

       Итак, Свидетели Иеговы не верят в бессмертие души. Кстати, просвети меня поподробнее, я не знаю точно, а какая у вас антропология? Человек состоит их тела, а все душевные проявления - результат психохимических функций мозга, так что ли, по-медицински? Другими словами, душа человека, как и животных, просто исчезает со смертью тела? Или душа есть, и она бессмертна, но после смерти находится во сне, в бессознательном состоянии, до всеобщего воскресения? Я слышала обе версии, какой вы придерживаетесь?

       Христианская антропология утверждает, что человек трехсоставен: тело, душа и дух. Можно говорить и о двусоставности: тело и душа, т.е. все, связанное с организмом, включая психические функции, плюс нематериальное, духовное начало, которого нет у животных. Трехсоставность это отличие подчеркивает: тело - материально, душа - это логика, эмоции, желания и т.п., а дух -собственно личность человека, не зависимая от тела и бессмертная по благодати - как образ Божий. Я об этом упоминаю, т.к. иногда возникает кажущаяся путаница: то дух и душа - одно и то же, то нет. Если сравнивать человека с животным, тоже имеющим душу, то важно подчеркнуть, что в человеке есть еще что-то сверх этого. Только при сотворении человека Бог лично сообщил ему "дыхание жизни", а животных вместе с их душой, производила земля и вода, ведь так? А если мы хотим сказать, что человек - не только телесное, но вместе с тем и духовное существо, вполне можно использовать слова "дух" и "душа" как синонимы, просто в противоположность телу. Именно это мы и видим в Библии.

       Ой, что-то я зафилософствовалась. Моя цель - показать, что учение о бессмертии души соответствует Писанию. Сразу хочу подчеркнуть, что Ветхий Завет (или как вы называете: Еврейские Писания?) не говорит определенно о посмертном состоянии души (это можно объяснить несколькими причинами, сейчас я их не затрагиваю). Одни цитаты вроде бы подтверждают одну точку зрения, другие - другую. Однако Новый Завет о бессмертии души свидетельствует однозначно, и с его высоты можно правильно понять и ветхозаветные цитаты.
       Я вполне согласна с тобой, что часто под словом "душа" в Библии понимается сам человек или даже животное (т.е. можно было бы заменить слово "душа" на "живое существо"). Это нам, русским, понятно, ведь говорилось же "у помещика было триста душ крестьян".
       Но это не единственное значение, в каком Писание употребляет слово "дух" или "душа". Иногда подразумевается "жизнь", как например в словах Христа: "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10:39), "Петр сказал Ему: Господи!  я душу мою положу за Тебя." (Ин. 13:37) или "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"  (Ин.15:13).
       Говоря о крови как носители жизни животных, Писание тоже пользуется словом "душа": "душа всякого тела есть кровь его" (Лев. 17:14).
Но самое-то важное, что многократно и бесспорно словами "дух" и "душа" обозначается духовная часть человека, причем в противопоставлении телесной. Ну как иначе понимать следующие стихи?

       ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТЬЮ: Господь образовал "дух человека внутри него" (Зах. 12:1) "Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов 32:8). Давид (Пс. 50:12) просит Бога обновить внутри него "дух правый".

       ДУХ РАЗУМЕН: "хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода" (1Кор. 14:14), "Возрадовался дух мой о Боге, спасителе Моем" (Лк.1:47) "Вострепетал дух мой во мне" (Дн.7:15) "Душа Моя теперь возмутилась" (Ин. 12:27)

       ДУША И ТЕЛО - РАЗЛИЧНЫЕ НАЧАЛА: "дух бодр, плоть же немощна" (Мк. 14:38), "в членах моих вижу другой закон... кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7:23,24. Ап.Павел не отождествляет свое "я" с телом!) "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (2Кор. 7:1)

       ДУША МЫСЛИМА И БЕЗ ТЕЛА: ""Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, ( в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба " (2Кор. 12:2).

       ДУША НЕ ЕСТЬ ТЕЛО, скорее, как бы обитает в нем, выходит в момент смерти и может вернуться в момент воскресения.
        Человек отождествляет себя именно со своей духовной сущностью, называя телесную оболочку "храминой из брения" (Иов 4:19). Апостол Павел (2Кор.5:1-9) утверждает, что "когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем... И как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными..." Петр о своей смерти: "скоро должен оставить храмину мою" (2Петра 1:14). Павел также  заявляет: "Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение" (Фил. 1:21). Если смерть - это сон в могиле без сознания, то какая же радость апостолу умереть, чтобы спать в могиле до воскресения?

       "И  возвратится прах в землю, чем он и был,а дух к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7). "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 145:4) "Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух" (Мф. 27:50)

       "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46)

       "И побивали камнями Стефана, который молился: Господи Иисусе! приими дух мой." (Деян. 7:59) "И когда выходила из нее душа, ибо она умирала+" (Быт. 35:18)

       А случаи воскрешения мертвых? "... да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил". (3 Цар. 17:21, 22) "Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть" (Лк. 8:54-55)

       ДУША ПО ВЫХОДЕ ИЗ ТЕЛА, т.е. после смерти, не умирает (душу нельзя убить), не засыпает, но сохраняет сознание: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы." (Лк. 20:38). " И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне"  (Мф.10:28) "И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф.17:3) Пророк Самуил являлся и говорил с Саулом (1 Царств 28:8-19) "Души убиенных возопили громким голосом И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время" (Откр.6:9-11) "и увидел я и души обезглавленных (20:4) + пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь" (7:14-15)

       После физической смерти нет фазы бессознательнсго сна: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю"(Лк. 23:43). Иисус после смерти  тоже не находился в бессознательном состоянии три дня, а "и находящимся в темнице духам сошед проповедовал" (1 Пет. 3:19). Духи эти тоже не спали!

       Многие стихи, упоминающие о смерти (особенно ветхозаветные), говорят о смерти физического тела и уничтожении всех его земных забот и помышлений, подчеркивая, что не нужно уповать на них: "Выходит дух его (земного князя), и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 145:4). У тела, лишенного души и духа, разумеется, не будет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9:10). Кроме того, имеется в виду, что чтить Бога и жить по Его заповедям нужно сейчас, во время земной жизни, не откладывая покаяние на потом, ибо после смерти нет покаяния и невозможны изменения. Под смертью можно в таких случаях понимать и смерть духовную, отпадение от Бога (псалом 87, например).

       А то, что дух человеческий по замыслу Бога будет жить вечно, нам говорит Библия: "А дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7), а также: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы." (Лк. 20:38). "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:46).


       Напоминаю тебе пожелание (молитву) апостола Павла: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фесс. 5:23).

Ответ пришёл 15.02, он приведен в следующем посте ("о молитве")

К теме пришлось вернуться.

       Привет!

       Спешу ответить на письмо, чтобы смочь перейти и к другим темам. Спасибо за четкое и не лишенное логики изложение.

       Прокомментируй, пожалуйста, следующие стихи: «дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38) «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, ( в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба » (2Кор. 12:2). "когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем... И как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными..." « И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне»(Мф.10:28) «Души убиенных возопили… громким голосом… И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время» (Откр.6:9-11) «и увидел я и души обезглавленных (20:4) … пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь» (7:14-15) «и находящимся в темнице духам сошед проповедовал» (1Пет. 3:19) «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

       Если души находятся только в памяти Бога, то воскресение – это не возрождение, а сотворение заново. Если у меня сгорел, скажем, стул, а я по памяти сколочу новый, то это будет такой же, но никак не тот же самый стул. Обессмысливается и понятие Страшного Суда. Как же получается: вот был человек всю жизнь злым, нераскаянным грешником, и Бог его таким запомнил. На Суде Бог вызывает Своим творческим актом из небытия (проще говоря, создает) этого злюку, а потом говорит ему: «Ты плохой, поэтому Я тебя уничтожаю» - и исполняет приговор. Так что ли? Какая-то изощренная жестокость получается, если стоять на такой позиции. И как понимать выражение «мука вечная», если для грешников есть только небытие? Как-никак, это выражение находится в одной фразе с «жизнью вечной», которую вы понимаете вполне буквально.<

       Кстати, как же представлять себе вечную жизнь вот так вот примитивно, - то же, что и сейчас, но без страданий и смерти; большой сад, по которому ходят улыбающиеся люди с тачками, - если апостол даже и описать не мог грядущего блаженства, а Иисус объяснял, что люди будут жить не так, как теперь на земле, а как ангелы? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор. 2:9) «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» (Мф. 22:29-30)

Ты пишешь:

«Если смерть побеждается бессмертной и нетленной" душой, то какой цели служит тогда воскресение, о котором учил Иисус и в которое верили еврейские патриархи? (Евреям 11:17 19, 35; Иоанна 5:28, 29).  Если Бог в начале планировал, чтобы совершенные послушные люди жили вечно на райской земле, то какой же смысл был бы в том, чтобы наделить человека самостоятельной и бессмертной душой? Бессмертная душа была бы совершенно ненужной! (Бытие 1:28).»

Комментарий:

       Вот-вот, это же прямо крик души! Конечно, не просто питомник людей планировал Бог, откуда такой примитивизм? Бог – бесконечно совершенное Существо, Абсолют ( называй как угодно, главное – суть), и Он создал человека не только для того, чтобы тот ел, пил, размножался и вскапывал райские грядки. А для того, чтобы человек мог наслаждаться радостью бытия и совершенствоваться по образу и подобию Божию бесконечно, ибо Бог бесконечен. Человек призван стать богом по благодати (не по существу, конечно). «Вы-боги и сыны Всевышнего» (Пс. 81:6)

       Этот процесс начался в Эдеме: человек познал сущность всех животных (об этом свидетельствует наречение им имен), он каким-то образом мог непосредственно общаться с Богом лицом к лицу… Неизвестно, как бы протекал процесс развития дальше, останься человек в послушании. Он выбрал другой путь – возвращения к потерянному Богу через страдания и смерть. Что ж, Бог дал ему свободу. Не мне судить в масштабах мироздания, но, может быть, этот путь привел человека на еще более высокую ступень свободы, – как добровольного раба Божия, – и блаженства, ибо любовь, которую потерял, а потом вновь обрел, пройдя через подвиг и страдания, составляет куда большую ценность, чем радость, кроме которой ты ничего и не знал.

       Воскресение не возвращает человека к состоянию Адама, оно возводит его к состоянию воскресшего Христа. Вознесение Христа на небо и седение одесную Отца знаменует приближение человеческой природы к Божеству, ее прославление, вознесение выше ангелов (потому Иисус и призывал учеников радоваться Его восхождению к Отцу: Ин.14:28).

   «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. … И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.» (1 Кор. 15:44-49)

       Мы не ждем, что Бог даст нам какие-то блага (здоровье, молодость, еду и пр. Где же Сам Бог в вашем «раю на Земле»? Не так уж отличается такой рай от мусульманского с его «пышногрудыми гуриями» и нескончаемыми пиршествами!), мы ждем, что Он даст нам Себя Самого: «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28)

     Ой, извини, что-то меня понесло, как пресловутого Остапа. Это потому, что уже почти 2 ночи, и я плохо контролирую свои излияния. Приторможу-ка я лучше… Спокойной ночи!

top.mail.ru
Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: Талочка (22.12.2011)
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0